Как-то, разыскивая информацию об истории моды, я наткнулась на следующий отрывок:
«Незадолго до защиты диплома поймал меня мерзейший майор Молчанов с военной кафедры и, обдавая лицо несвежим дыханием, рявкнул: “Что, солдат, бороду отпускаешь? Правильно, все бездельники с бородой!” Терять мне было нечего, поскольку к тому времени я уже стал лейтенантом запаса и навсегда распрощался и с военной кафедрой, и с майором, поэтому я дерзко ответил: “Да, товарищ майор, ведь были бездельниками Лев Толсто� �, Достоевский, а также уважаемые вами три кита: Маркс, Энгельс и Ленин…” Засопел майор, зашевелил усами и пошел прочь.»
а следом за эти отрывком не менее анекдотичный:
Житель Казахстана Талгат Кыркымбай через суд добился восстановления на работе. Ранее он был уволен за то, что ношение бороды мешало ему пользоваться противогазом, необходимым на предприятии.
Эти зарисовки подлили, что называется, масла в огонь и послужили поводом для написания статьи, которой мы решили пополнить раздел «Паноптикум», статьи посвященной обычаю брить бороды.
Почему именно в этот раздел?
Именно потому, что жизнь человека вот уже на протяжении многих тысячелетий вращается вокруг «чувства собственной важности» (К. Кастанеда), рафинированного эгоизма, слепого по отношению к окружающему миру, до такой степени, что даже укоренившиеся в обществе привычки, даже полезные, человеческое общество с удовольствием замещает на более современные, порою вредные, никчемные, баснословно дорого стоящие, но зато – МОДНЫЕ!
Напомню определение моды.
МО’ДА, ы, ж. [фр. mode].
Совокупность привычек, вкусов, предпочтений у данной среды в данное время. Ввести что-н. в моду. Войти в моду. Не в моде. Одет по последней моде. М. стричь волосы или м. на стриженые волосы. || Привычка, новая манера поведения (простореч.)
(Толковый словарь русского языка Ушакова)
Итак, модой можно назвать весь набор привычных действий, одобренных какой-либо группой людей вкусов и предпочтений по отношению ко всему на свете, главное, чтобы большинство кумиров, Звезд исповедовали эти предпочтения.
Так произошло и с обычаем брить бороду. Общеизвестен тот факт, что бороды в нашей стране начал брить Петр 1 – и царским указом, и собственными царскими руками.
Вот как описывает сей акт писатель Олег Гриневский: “Неожиданно и непонятно откуда Петр выхватывает огромные ножницы, какими пользуются цирюльники, и режет боярам бороды. Первой жертвой стал застывший от изумления боярин Шеин – тот самый, который совсем недавно разгромил восставших стрельцов под Новым Иерусалимом. За ним – князь Ромодановский, преданность которого Петру сравнивали с собачьей. … И после этого, где бы ни появлялся Петр – на балу или на ужине, все, кто был с бородами, уходили безбородыми…Ох и тяжко пришлось их влад ельцам: бороды были длинными и густыми, а брили их по-сухому и наспех, вместе с кожей и мясом. Но никто не осмеливался протестовать: Петр больно драл за уши тех, кто пробовал выказать недовольство”
Обязательное бритьё бороды было введено Петром I. С 1699 года с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак.
Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой
Лишь представителям духовного сословия было разрешено ношение бороды бесплатно; крестьяне должны были платить налог и приобретать «бородовой знак» всякий раз при въезде в город.
Однако с уходом с арены великого самодержца обычай носить бороды снова вернулся к обычным людям, лишь придворным и сановникам было предписано ходить в париках и с бритыми, что называется «босиком», лицами.
В допетровской Руси за вырванный в драке клок волос из бороды или усов брали огромный по тем временам штраф – 12 гривен, больше, чем за искалеченную руку.
Иван Грозный говорил, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников, а священники на Руси отказывали в благословении безбородому.
Однако Петр 1 , решив прорубить окно в Европу, прервал эту традицию, последовав за модой, принятой при королевских дворах в Европе, полагая, что новые обычаи при дворе возвысят Россию до уровня Европы.
И полетели волосы и бороды… На смену волосам пришли напудренные парики, у которых была немного-немало более трехтысячелетняя история, со времен III династии Египетских фараонов. Из-за жаркого климата египтянам приходилось очень серьезно относиться к гигиене. Чтобы не мучиться с волосами, они брились, все – и знатные и простолюдины, и мужчины и женщины. И все носили парики, так как парик, одетый на голову создавал возду� �ную прослойку и предохранял ее от солнечного удара.
Но к моменту, когда Петр Великий первый раз примерил его на голову, парик прошел эволюцию от необходимого с точки зрения объективных причин существования средства, до предмета роскоши с кучей условностей и сопутствующих глупостей. Например, дамы носившие корсетные парики месяцами их не снимали, так как завивать и укладывать парики было весьма долго и накладно по цене, особенно для среднего класса. Хороший же тон предписывал появляться в париках в высшем обществе. Более того, на некоторые раунды требовались светлые парики, отчего мал оимущим гражданам приходилось осыпать их мукой, чтобы соблюсти правила этикета. Можете представить, что заводилось в таких париках, и в каком количестве, а так же в какой плачевный вид приходили естественные волосы женщин и мужчин, забывших о гигиене из-за безудержной гонки придворной моды!
Таким образом, вместе с модой на парики русские князья и бояре, ранее чистоплотные (поскольку соблюдали банную культуру) унаследовали вшей в париках и плешивость. Само собой плешивость и наплевательство на личную гигиену укоренилось генетически и стало передаваться новым поколениям. Вместе с гонкой за модой.
А теперь призадумайтесь, во что вылилось тупое следование моде на «босые лица» и парики повсеместно в наши дни:
Если сделать экскурс в историю, то сюжет с ветхозаветным Самсоном представляет собой классический пример отношения к волосам как к источнику силы (Книга Судей, 16; 17). "У древних, – пишет Иероним в своем комментарии на Книгу Исайи, – обривание бороды и головы было внешним выражением печали"
В греческом обществе принесение срезанных волос в качестве жертвы богу было той формой благодарения или посвящения, через которую бог получал некую власть над тем, кто совершал данное подношение.
Кому же принося жертву современные люди, следуя причудливым скоростям и течениям моды?
Неужели тот факт, носили человек бороду или нет ,имеет значение? – Спросите Вы. Какая разница, если –де человек сам определяет , кем и каким ли ему быть? Ой ли…
Вот еще некоторое факты, подобранные мной из книги Джайлза Констебла « Бороды в истории. Символы, моды, восприятие»
«В римском обществе волосы считались источником жизни, и их отрезали в преддверии смерти. Рвать на себе волосы было, согласно традиции, знаком скорби и "первым жертвоприношением усопшим", что рассматривалось как замена жертвы кровью или человеческой жизнью.
Что касается бороды, то она чаще всего была знаком физической зрелости и возраста. Ею была отмечена граница между мальчиками и мужчинами, а также между мужчинами и никогда не стареющими богами.
В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших.
Бороды побежденных собирали как знак одержанных побед и превосходства
- сообщают скандинавские саги, а также легенды артурианского цикла. Гигант Рето в "Historia regum Britanniae" Гальфрида Монмугского имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
Принудительное бритье бороды и головы было серьезным наказанием и применялось в отношении бунтовщиков. Название Голгофы – Кальвария ("Лысая гора") ряд авторов объясняют тем, что перед распятием Христа постригли.
В 546 г. Сандрагизил был бичеван и обрит – "столь велики были его преступления", волосы и борода Муммола были вырваны перед его казнью в 585 г.; при триумфальном вступлении короля Вамбы в Толедо в 673 г. его противников вели "наголо отстриженными, со сбритыми бородами и босиком".
Столь же древнее происхождение имеет ассоциативная связь ношения длинных волос и святости. Святые отшельники и затворники, как правило, носили длинные бороды – и в качестве знака своей свободы и отрешенности от мира, и в качестве награды за свои страдания.»
Чтобы осознать, какое значение обряд ношения бороды имел на нашей территории достаточно разобраться в этимологии слова «борода»
Вот какое определение дают словари:
Борода – естественное украшение лица и отличительный знак мужчины.
Словарь античности
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Б. – средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок.
Б. – волос на щеках и подбородке: у раскольн. отечество.
Многие слова русского языка продолжают указывать на следы истинного значения предмета. Особенно, если это касается некоторого рода констант человеческой жизни, не подверженных изменениям. Таковым является слово «борода», свойство человеческого (мужского) тела.
Бо –Рода
бо – слово указание в древнерусском языке ,
Род, Родъ – древнейший славянский бог, родоначальник всего сущего в мире. Род – это славянский бог-творец. От Рода появились все остальные славянские боги, а от них уже произошли люди. (аналогично: Боярин – бо ярый, где бо – это указание. Боярин – значит он ярый муж.)
Таким образом, слово «борода» обозначает Знак, отличие Рода, к которому принадлежит владелец бороды как продолжатель этого рода.
Разве удивительно, что очень много наших соотечественников не имеют ни малейшего понятия об истоках своего рода. Бабушки, дедушки – максимум, кого может помнить современный житель русских городов, редко прадедов и прабабушек. Спросите любого горожанина, что он знает об обычаях своих пращуров? Что он унаследовал от них? Что он знает о своем Отечестве? И нужно ли человеку продолжать род, если он его даже не знает?
Что будет являться святыней такого человека, если прервана связь поколений?
Все, что угодно: «макдональдс», боевик, джинсы, сексуальная свобода, гламур, «marlboro»…
Сравните сами:
[nggallery id=3]
Или:
[nggallery id=4]
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий