Самайн, Самхейн, Велесова ночь или Хэллоуин (автор Злата) / с комментариями Учителей школы
Отпраздновав буйство и пестроту красок последнего дыхания старой жизни, природа обнажилась, сорвав лохмотья былого величия, чтобы предстать в своей первозданной наготе перед той, которая владычествует в Вечности.
Конец октября, когда поступь зимы становится все слышнее, сковывая леденящим оцепенением, отражаясь эхом шагов в могильном склепе на месте пира во время чумы, напоминает тем, кто пока находится в Яви[1], о естественном колесе жизни, которое всегда завершается смертью, за которой следует новое рождение.
Этот период почитался у всех древних народов как дань уважения умершим и памяти о них, понимая, что, рано или поздно, нам всем предстоит к ним присоединиться.
У кельтов и друидов этот годовой праздник назывался Самайн (Самхейн) – праздник мертвых, который отмечался в честь Повелителя Смерти Самана. В это время граница между миром духов и миром людей становится тонкой, что дает возможность духам проникать в наш мир. А в ночь с 30 – 31 октября уже открываются Врата между Мирами.
Ночь Духов – время смерти солнечного Бога. Для кельтов – это начало года. Бог, известный под многими именами, пересекает в этот день границу между мирами живых и мертвых, прорывая вуаль, разделяющую миры, и духи того мира могут придти к нам. Лишь небольшое усилие требуется, чтобы услышать их голоса, ощутить их присутствие.
Самайн также известен как Ноябрьские святки, Праздник смерти или День яблок.
Славяне в период с 21 – 27 листопада/октября праздновали Осенние Деды (или Навью седмицу), череду святодней, в которую поминались умершие родственники, осуществлялись проводы душ предков в Ирий[2] до будущей весны. 28 листопада/октября начиналось Осеннее Макошье[3]. Земля с этого дня «отдыхает», вода замыкает свой чертог до весны. С 31 листопада/ок тября на 1 груденя/ноября отмечают Велесову[4] (или Марину[5]) ночь – время, когда Белобог[6] окончательно передает Коло года[7] Чернобогу[8], а врата Нави до первых петухов широко распахнуты в Явь. Согласно народным верованиям, в эту ночь души предков последний раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви, после чего улетают в Светлый Ирий до будущей весны. С 1 груденя/ноября по 7 груденя/ноября н аступает Великое Осеннее Сварожье, или вторые Осенние Деды – череда святодней, посвященных Сварогу[9], Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей. В эту пору, по народным приметам, Сварог сковывает землю льдом на грядущую зиму.
В христианской традиции день накануне – 31 октября – в средневековом английском языке получил название All Hallows Even, или All Hallows Eve (что означает «вечер всех святых»). Позже его стали называть Hallowe’en, и, в конце концов, – Halloween. При этом представления о душах умерших и других духах, проникающих в мир людей, в средневековом христианском сознании превратились в поверья о нечистой силе, выходящей в этот день пугать благочестивых обывателей.
На Самайн умирает год и возрождается в момент солнцестояния в середине зимы. Страшный и в то же время веселый дух праздника связан с тем, что согласно языческим верованиям жизнь зарождается из смерти. Так, приход смерти, иначе зимы, праздновался одновременно и как зарождение новой жизни.
Самхейн — это время отражений, когда вглядываются в прожитые года, понимая, что только над одним в нашей жизни мы не властны — над смертью.
Учителя школы (далее УШ): Самайн, Самхейн, Хелоуин вообще очень мощное время, когда силы мертвых выходят на землю. Это период отбрасывания, отбраковки ненужного, и выравнивания линий предков, укрепления связи с корнями, воспоминаний, которые породили Вас и Ваших предков.
УШ: Ровно неделю с 29 октября по 5 ноября, пока празднуется праздник, мертвые могут общаться со своими живыми посредством снов, памяти.
Согласно кельтской легенде, белая пустыня, где живет Саман (Самхэйн), необычайно красива и чиста, ибо свободна от всего лишнего и наносного. Кельты считали, что на Самхейн нужно сбросить груз повседневных забот и отряхнуть рутину, подобно деревьям, которые сбрасывают на зиму листья. Ведь если дерево не сбросит старую листву, то не появится и новая, то есть не начнется новая жизнь. Кельты верили, что в эту ночь Самхэйн открывал ворота в прошлое и будущее – лето сменялось зимой, день – ночью, жизнь – смертью.
Ученик (далее У): А как правильно живым в этот период взаимодействовать с Предками, миром и собой?
УШ: Во-первых, – это несомненно почтение умершим, понимание своих корней, их величия и низости, понимания, что кто ты, какой ты – это тебе уже дали и ты не можешь от этого ни скрыться, ни подкрасить, чтобы красивее смотрелось. Вот это признание – первое, что даст чистоту. Не зря, призывая Барона Самеди[10], в этот день говорится: «О Крест, О Юбилей! Я чист пред тобой».
УШ: Во-вторых, нужно воспринимать Память как всегда существующее в пластах Земли. На этом уровне можно общаться с Предками как с защитниками и помощниками. Спрашивать у них совета, просить покровительства.
С Самхэйном было связано множество обрядов и обычаев. Так, в Ирландии в этот день в главный город, священную Тару, собиралось практически все население страны на огромный пир, который продолжался как днем, так и ночью. Люди тушили огонь в домах, чтобы зажечь новый от огня друидов – своих жрецов и духовных вождей.
Велесова ночь – магическая ночь испытания и посвящения. В эту ночь легче всего спуститься в подземелья своего подсознания и обрести Силу, если сможешь преодолеть свой страх. Это время для очищения, осмысления, понимания и, возможно, перехода на новую ступень.
У: Вы говорили, что самое время сбросить все, что мешает. Есть ли специальные практики, ритуалы?
УШ: Да, их много. Для начала, в первый день Самайна (31 октября) необходимо огласить то, что человек пытается сбросить. Для этого надо создать маску своими руками (маску этих качеств). Человек носит эту маску и наблюдает потоки, которые она рождает. Затем в последний день праздника (5 ноября) он прощается с маской, бросая её в огонь. В этот момент голодные духи, которые питались энергией этих старых качеств в уж� �се бегут от Вас, потому что под маской у человека лицо, разрисованное под «Смерть». На голодных духов смотрит сама смерть, а человек в это время обретает Свободу.
У: Похоже на сброс человеческой формы…
УШ: В первую очередь это своего рода «гигиена». Мы ведь не удивляемся, когда надо смыть с себя грязь, налипшую за день (или за неделю), но о душевной грязи никто вообще не задумывается. И, конечно же, как всякая чистота, она приближает к естественному, естине = истине, ибо истина, это то, что есть на самом деле, а не в иллюзиях, и, значит, мы готовы воспринимать Источник.
Считалось, что в ночь Самхэйна или Велесову ночь завеса, разделяющая мир людей и мир духов, становится настолько тонкой, что люди и духи могут проникать в миры друг друга. Таким образом, в это время потревоженные души, духи, демоны могли с наибольшей легкостью придти в материальный мир. Поэтому люди одевались так же, как эти существа, и ходили по домам, прося еду для умиротворения «нечистой» силы. К тому же рядились в эту � �очь, чтобы души врагов не узнали и не причинили зла.
Так, для отпугивания темных сил из солнечных оранжевых тыкв делаются страшные маски, внутри которых зажигается свеча – получался своеобразный фонарь. Легенда гласит, что его изобрел скупой и хитрый ирландский кузнец по имени Джек. Он сумел два раза обмануть Дьявола и получил от него обещание не покушаться на собственную душу. Однако за свою греховную мирскую жизнь ирландец не был допущен и в Рай. В ожидани и Судного дня Джек должен был бродить по Земле, освещая себе путь кусочком угля, защищенным от дождя обыкновенной тыквой. Отсюда и название фонаря – Jack-o-lanterns.
У: А как в период открытых врат защититься от нежелательных вмешательств?
УШ: Почтение, уважение к умершим и…маска.
У: Разукраситься, как индеец? А как в люди выходить?
УШ: Маска бывает разной. В современных условиях – это выглядеть серо, незаметно, прозрачно, сливаясь со средой, тогда вредоносные духи не обратят внимания.
Ночью в это время на улицу выставляется тарелка с угощением для душ умерших. На подоконник ставится свеча, она указывает (как маяк) путь душам, которые готовы прийти к вам и помочь. На Алтарь праздника кладутся яблоки, тыквы, кабачки, осенние цветы. Вспоминают ушедших близких, друзей, родственников, но без сожаления.
Дни поминовения предков свято чтились у славян. Перед празднеством убирались в доме, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Накрывали праздничный стол, где хозяин дома перед трапезой рек специальное слово («Деды приходите, с нами пейте, ядите…»), и приглашал всех предков на ужин. В доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о предках – их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался – воспоминанием об умерших совсем недавно.
По завершению празднования, хозяин провожал Дедов со словами : «Прощайте Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п.) заберите, нас долго ждите…».
У: Что нужно делать, чтобы выйти на контакт с предками: больше думать о своих умерших родственниках, звать их в сны?
УШ: Да, постить вкусной едой. Духи ведь берут энергию, не саму пищу, но то, что мы испытываем, готовя эту пищу и вкушая её за столом. Налить водочки или коньяка, вспомнить тех, кого знали, помыслить о тех, кого не знали при жизни, прочувствовать свой род, корни.
Помяните в Самайн всех, кто уже умер. Они тоже прожили свои жизни и отдали свои плоды миру. Не важно, были они злыми или добрыми, щедрыми или скупыми, сильными или слабыми. Не важно, какими они были и как они жили – они помогли формировать, создавать тот мир, в котором теперь живем мы. История Мира приходит к нам вместе с душами умерших.
В этот праздник постарайтесь насладиться каждым вкусом, каждым запахом и ощущением. Почувствуйте, что вы – живы. Пусть этот день, тень плача об умершем Боге, станет праздником живой жизни.
[1] Явь – мир людей, Светлая Навь (Славь) – мир, где обитают души предков, Темная Навь – мир духов, Правь – мир Богов и первопредков.
[2] Ирий, Вырий, Сварга, Беловодье — место, где собираются и пируют славянские боги, аналог рая в славянской мифологии. Правит Ирием Сварог. По Ирию из вымени небесной коровы Земун течёт молочная река (что дало Ирию название Беловодье).
Вырий – вирий, ирий, урай – в восточнославянской мифологии древнее название рая и райского мирового дерева, у вершины которого обитали птицы и души умерших.
[3] Макошь – Великая Мать, Богиня-Прародительница, Небесная пряха, ведающая судьбы Богов и людей. Имеет два лика: темный – Мара (богиня Смерти), стветлый – Жива (богиня жизни).
[4] Велес – Великий Бог, в Яви – податель благ, владыка живой природы, в Нави – властитель мертвых, нижнего мира, в Прави – Бог высшее мудрости, Волхв Богов, Бог Волхвов. Велес – Бог-разрушитель, проводник между мирами, владыка земных дорог и путей Небесных, развилок и перекрестков, маг и чародей.
[5] Мара – Богиня смерти и зимы, темный лик Макоши (см ссылку 2)
[6] Белобог – Бог Света, дня, созидания. Владыка Яви.
[7] Коло года – годовой цикл у славян.
[8] Чернобог – Бог Тьмы, ночи, разрушения. Владыка Нави.
[9] Сварог – Бог Творец, Высший Небесный Бог, отец всех Светлых Богов. Небесный кузнец, сковавший твердь Небесную и земную, отделивший Явь от Нави.
[10] Барон Самеди – Лорд мертвых в Вуду, управитель кладбища и мертвых.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий